Центр коррекции и развития речи, внимания, памяти, сенсорной интеграции
09.05.25
Ребёнок ничего не хочет делать сам
Если ребенок не проявляет желания делать что-либо самостоятельно, не слышит взрослых, быстро утомляется, это может быть связано с разными факторами. Одной из причин, как вы правильно заметили, может быть отсутствие самостоятельности или поддержка в развитии этой самостоятельности в детстве. Важно понимать, что развитие навыков самостоятельности — это постепенный процесс, который требует терпения и последовательности.
Причины, по которым ребенок не хочет делать что-либо сам:

1. Отсутствие самостоятельности в раннем возрасте
Когда ребенку не давали возможности принимать решения, пробовать что-то новое или решать задачи без помощи взрослых, это может привести к тому, что он будет бояться начинать что-то сам, предпочитая зависеть от других. Также, если родители слишком сильно вмешиваются или делают все за ребенка, он может не развить навыки самостоятельности.

2. Низкая уверенность в себе
Если ребенок не уверен в своих силах, он может избегать самостоятельных действий, опасаясь неудачи. Это особенно часто бывает, если ребенок часто сталкивается с неудачами или не получает поддержки после них.

3. Страх неудачи или ошибок
Иногда дети не хотят делать что-либо сами, потому что боятся ошибиться. Этот страх может быть связан с высокими ожиданиями со стороны родителей или взрослых, а также с тем, что ребенок не чувствует поддержки в случае ошибок.

4. Слишком много контроля со стороны взрослых
Если взрослые слишком контролируют действия ребенка, не давая ему свободы выбора, он может начать избегать активности, потому что не видит смысла в том, чтобы делать что-то сам.

5. Привычка к пассивности
Иногда дети просто привыкают к тому, что все делают за них, и утрачивают мотивацию для самостоятельных действий. Если ребенок часто видит, что что-то делается за него, он не видит необходимости что-то делать самостоятельно.
самостоятельность?
Решение проблемы

1. Поощрение самостоятельности
  • Начинайте с простых задач, которые ребенок может выполнить сам (например, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому).
  • Постепенно увеличивайте сложность заданий, поддерживая ребенка и хваля за усилия.
  • Давайте ребенку выбор — например, предложите выбрать, что он хочет сделать первым, или как именно выполнить задание (например, с какой игрушкой поиграть или какую книгу почитать).

2. Создание безопасной среды для ошибок
  • Помогайте ребенку понимать, что ошибки — это нормальная часть процесса обучения. Не критикуйте его за неудачи, а наоборот, поддерживайте, подчеркивая, что это возможность научиться чему-то новому.
  • Важно давать ребенку понять, что он не будет наказан за ошибки, а наоборот, его старания будут оценены.

3. Установка маленьких целей
  • Разбейте большую задачу на несколько маленьких шагов. Например, если ребенок должен сложить игрушки, можно предложить ему сначала сложить одну полку, а затем постепенно увеличивать задачи.
  • Для начала можно использовать таймер: «Ты можешь сложить игрушки за 5 минут», что сделает задачу более доступной и менее пугающей.

4. Моделирование поведения
  • Демонстрируйте ребенку, как можно самостоятельно справляться с задачами. Например, если вы хотите, чтобы ребенок сам убрал игрушки, сначала покажите, как это делаете вы.
  • Когда ребенок видит, что вы также решаете задачи без помощи других, он будет учиться у вас, повторяя ваш опыт.

5. Дать ребенку ответственность
  • Позвольте ребенку делать что-то самостоятельно, за что он может нести ответственность. Например, если ребенок старше, можно поручить ему полить цветы или накрыть на стол.
  • Привлечение к таким задачам поможет ребенку чувствовать свою важность и развивать уверенность в своих силах.

6. Поощрение и поддержка
  • Каждое усилие ребенка должно быть поддержано: похвалите его, даже если он не сделал все идеально. Оценка усилий важнее результата, так ребенок почувствует мотивацию и желание действовать снова.
  • Постепенно расширяйте границы ответственности, но не забывайте хвалить за выполнение даже маленьких шагов.
Занятие с психологом

Если самостоятельность ребенка не развивается, и проблема сохраняется, занятие с психологом может быть полезным. Психолог поможет понять корень проблемы (например, низкая самооценка, страх перед ошибками, тревожность) и предложит стратегии для улучшения ситуации. Психолог может использовать различные методики:

— Игровая терапия, в которой ребенок может через игру выражать свои чувства и страхи.
— Техники для развития уверенности в себе, уменьшения тревожности.
— Совместная работа с родителями по созданию правильной мотивации и поддержки.


Примерный план действий:
1. Установите границы и правила: Дайте ребенку четкие рамки и правила (например, «ты можешь играть с игрушками 20 минут, потом убираешь их»).
2. Создавайте возможность для выбора: Пусть ребенок сам решает, что он будет делать сначала. Это может быть выбор между двумя игрушками или задачами.
3. Дайте время для выполнения задач: Не торопите ребенка, дайте ему время выполнить задание самому.
4. Обсуждайте успехи: После завершения задачи обсудите с ребенком, как он справился, что можно было сделать по-другому, но не делайте это в форме критики.
5. Используйте поощрения: Хвалите ребенка за инициативу, самостоятельность, и даже за маленькие шаги к большому результату.


Когда обращаться к психологу?
— Если вы заметили, что ребенок сильно боится неудач или ошибок.
— Если ребенок не проявляет инициативы и полностью зависит от вас в принятии решений.
— Если ребенок избегает самостоятельных действий из-за страха или чувства неуверенности.
Психолог сможет разработать индивидуальный план, который будет учитывать личные особенности ребенка и обеспечит поддержку в процессе развития самостоятельности.
Как долго эта ситуация наблюдается у вашего ребенка? Были ли у вас уже попытки развить самостоятельность?
Оставьте заявку, и мы составим индивидуальный план развития вместе с Тинатин Насировой — клиническим психологом, дефектологом, логопедом и основателем центра «Тинатин».

Тинатин применяет авторские методики и современные нейропсихологические подходы, обеспечивая комплексную поддержку каждому ребёнку.

Запишитесь на диагностику или консультацию — онлайн или в центре в г. Видное, ул. Берёзовая, д.3
Подбор программы с администратором
Не уверены, с чего начать?
Наш администратор поможет подобрать оптимальную программу развития или коррекции, учитывая возраст и особенности вашего ребёнка. Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Хотите помочь ребёнку стать более уверенным и самостоятельным?
Ваш ребёнок талантлив! Мы поможем это увидеть и развить
Рейтинг «Тинатин» центра
Тёплые видео-отзывы родителей о работе «Тинатин» центра
Часто задаваемые вопросы родителей

Посмотрите, как у нас всё устроено

Центр коррекции и развития «Тинатин» находится в 6-м микрорайоне г. Видное — безопасное пространство, где дети не только осваивают важные навыки, но и учатся быть уверенными, самостоятельными и готовыми к будущему!