Роль логопеда и нейропсихолога при запуске речи


Тинатин Насирова
Как проходит процесс понимания у ребенка, как он влияет на развитие речи. Что происходит в голове у ребенка при когнитивном процессе?
У нас есть органы: мы видим их во время аппаратного обследования, но трудно понять, что происходит внутри мозга. Поэтому всегда надо представлять схему, чтобы понять, как все происходит, и как я должна работать

Представьте себе цепочку. Каждая часть этой цепи является психическим процессом

Восприятие – восприятие информации

Внимание - удержание информации

Память - сохранение информации

Речь - воспроизведение информации

Мышление - понимание характеристики передаваемой информации

Воображение - отражение и воспроизведение в мозгу указанной информации, создание ее образа

Они связаны друг с другом. Они развивают друг друга . Если один из них останется, другие останутся тоже
Почему?
Если я не знаю ответа на вопрос "что это такое", значит я не могу воспринимать информацию — это и есть отставание в восприятии.
То есть, если я не могу узнать, что это за предмет, значит первое кольцо цепочки сломалось - я не могу воспринимать информацию, поэтому мое внимание не может удержаться там, и поэтому я не могу записать ее в своей памяти (я не могу перейти к другим кольцам - и они продолжают отставать в развитии .
Если мое кольцо восприятия пусто – как мне назвать этот предмет?
Или есть задержка в кольце внимания
Продолжительность внимания должна составлять 10 минут, но это 22 секунды
  • Восприятие
    Значит восприятие, являющееся 1-м кольцом, получило информацию

  • Внимание
    а внимание, являющееся 2-м кольцом, не может его сохранить, поэтому оно не может передать ее в 3-е кольцо «память». 
  • ?
    Итак, другие кольца начинают отставать в развитии. Так как же тогда я могу назвать эту информацию, которой нет в моей базе данных памяти? Никак!
То есть, информация, которую я получил, улетела, потому что мое внимание не смогло её удержать. Поэтому я не могу назвать этот предмет
Или …….
Я не знаю названия объекта и не могу усвоить информацию о нём (задержка мышления), в конце концов, как я могу оживить этот объект в своем воображении (воображение
Вы учите новое слово на иностранном языке. Из - за нехватки времени или из-за того, что вы торопились, вы не смогли внимательно слушать, значит, вы не могли передать в память информацию. Тогда как вы можете это назвать?

Никак!!!

Так бывает и с нашим мозгом.

Если вниманию уделяется всего 1 или 2 минуты вместо 10, ребенок будет сильно отставать в развитии. Или, если словарный запас ребенка 10 или 15 вместо 100 слов, то он сможет думать только об этих 10-15 словах, а это значит, что информации в мышлении будет мало, и он не сможет перейти к развитию воображения.

İQ ребенка в районе 70 интеллекта будет. Он многое понимает, умеет называть, но не может оживить мозг, не может воображать
Мозг – это орган
Почки – тоже. Когда возникает проблема с почками, почки начинают плохо выполнять свои функции. и мы идем к врачу, чтобы врач помог почке выполнять свои функции
Наша цель только в этом – поскольку мозг не может хорошо выполнять свои функции, мы развиваем те части мозга, которые отстают, чтобы мозг начал работать правильно.

Задача мозга — получить внешнюю информацию, проанализировать ее, поместить в память и отреагировать на полученную информацию, подав команду телу.

Как только мы обнаружим точку в мозгу, где есть отсталость и приведем  в порядок эти участки мозга, которые работают неправильно (т. е. психические процессы), мозг начнет выполнять свою функцию.
Только у ребенка с диагнозом аутизм наблюдается задержка развития в 4 отделах мозга, а у ребенка с задержкой речи - в 2 отделах
Здесь я уже ответила на вопрос, который всегда мне задают, почему вы написали всего одну программу для работы со всеми диагнозами, ведь характеристики этих диагнозов различны??????

У нас у всех почки работают одинаково, так и наш мозг у всех работает одинаково, и их функции тоже одинаковы.
Функции почек и сердца такие же, как у ребенка с диагнозом аутизм и у ребенка с задержкой речи, значит функции мозга одинаковы.

На этом примере мы видим, что мы можем лечить этого ребенка, просто определив, какой тип отсталости в мозге и зная особенности ребенка. Информация о диагнозе ребенка помогает нам применить эту программу к ребенку правильно, поэтому программа одна, а подход к ней разный – с учетом особенностей ребенка
Поэтому я думаю, что эти дети не особенные. Они просто родились с какими-то особенностами как мы: у меня тоже есть особенности – например у меня с рождения есть проблема с кожей, у тебя со сердцем, у вас с почками и другмии органами. И мы внуждены с этими особенностами жить их принимать и помогать. Если будем этот факт принимать,то сможем помочь им больше чем сейчас
Я хотела рассказать о важности когнитивного процесса в развитии интеллекта и о важности нейропсихолога, так как нейропсихолог работает именно с этими функциями, которые дают максимальный толчок при развитии речи
Диагностика и лечение
А как проходит лечение?
Как проходит когнитивный процесс?
Мы узнали, что основная проблема проявляется на первом этапе, когда ребенок еще не говорит, не может правильно воспринимать. А всё воспринимаем мы через органы чувств.
Во время диагностики мы выявляем, где, грубо говоря, поломки и начинаем работать над этим, чтобы восстановить когнитивный процесс. Но мы это делаем не лекарственными средствами, а с помощью игровой терапии
Например, ребенок не может воспринимать информацию, когда стоит на балансире, он не может сфокусироваться одновременно на 2 предмета, не понимает, что делать, когда у него одна рука занята, а я даю ещё задание для второй, которое он не может выполнить. И мы обучаем всему этому, собираем как пазл все чего не хватает.

Наши специалисты работают по моей авторской программе, в которой все упражнения описаны так, чтобы их можно было легко применить в действии и восстановить восприятие.

Я написала эту программу отталкиваясь от онтогенеза
Как я восстанавливаю мозг
Примеры из практики
  • Например, вы знаете, что ребенок должен в 6 месяцев сидеть, если не сидит, вы начинаете паниковать и восстанавливаете это.
    А я знаю, что если я закрою лицо платком, ему должно быть интересно, что там весело, если нет этих эмоций значит надо остановить это действие — это важнее чем его слова на автомате.
    Так я восстанавливаю мозг
    1
  • Или пример из книги приведу пример: ребенок должен найти то, что я спрятала, но он не понимает это, и я знаю над чем необходимо работать
    2
  • Или ребенок должен поддерживать ритм, который я воспроизвожу с помощью барабана, или ребенок должен понимать, что, если у него на ладони предмет, и я даю ему новый, то он должен освободить эту руку чтобы взять следующий предмет
    3
Ребенок должен правильно отслеживать, наблюдать, заинтересоваться, группировать, сортировать — все это важно для того, чтобы восстановить восприятие. Если он не воспринимает, то он не сможет произносить слова. 
Поэтому занятия с нейропсихологом по сенсорной интеграции и нейрологоритмике так важны.
Я в конце своей речи дам слово, чтобы наш прекрасный специалист Анна рассказала вам,как все это происходит в процессе занятий.
Почему важно работать с логопедом?
Как мы двигаемся? Благодаря нашим мышцам, которые контролирует наш мозг, мы можем приводить в действие наши органы.
Представьте ребенка семи месяцев, он еще не может сидеть самостоятельно, после курса массажа и физиотерапии эта способность восстанавливается
Что случилось на самом деле?
Когда какие-то патологические факторы мешают нам пользоваться мышцами и мы не можем двигать ими по назначению, они спят, да именно спят и не выполняют свою функцию, а значит выходят из строя и забывают в каком направлении и как двигаться. Потому, что в мозге есть центр, который отвечает за управление мышцами, там есть место, где хранятся все движения — это называется мышечная память
Почему космонавты в космосе занимаются спортом?
Чтобы мышцы не перестали работать, были всегда в тонусе и не оставались пассивными. А также для того, чтобы потом не было сложности в их восстановлении.
Представьте, что месяц вы не будете работать левой рукой. По истечении месяца, в первое время вам будет сложно пользовать эту руку так же активно как правую
Интересный факт – наши мышцы работают даже во сне
По этому же типу работают мышцы нашего лица, перед вами листы, где все это зафиксировано — это наш артикуляционный аппарат. Тут вы видите множество мышц, слушающих нам для того, чтобы создавать нашу речь. Если ребенок не говорит, значит они не двигаются по назначению и спят. Какие-то из них напряжены, а какие-то очень слабые.
Вот, например, я недавно была у доктора, проверяла челюсть. Выяснилось, что некоторые зубы у меня короткие и когда я сплю они не смыкаются как должны и мозг думает, что мой рот открыт. В это время он дает сигнал моим мышцам работать, и я пытаюсь закрывать рот во сне. В это время мышцы напряжены, в итоге частая боль в голове и шее. Все это взаимосвязано, уважаемые присутствующие
1/14

Я веду к объяснению что, когда ребенок не говорит, мышцы лица не служат по назначению и мы с помощью логопедического массажа, гимнастики и тейпирования помогаем этим мышцам восстановиться, как будто ставим поезд на рельсы. И именно поэтому после массажа и занятий с логопедом ребенок начинает четко произносить слова.
Для предоставления более подробной информации про логомассаж я бы хотела дать слово нашему специалисту
Рзаевой Симузар
ТИНАТИН НАСИРОВА
Спасибо!